Культура

Балет на тему русской сказки

«Жар-птица» заняла достойное место на классической сцене края.

Со времени первой премьеры балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в парижской Гранд-опера прошло 105 лет. Она прогремела в 1910 году в рамках знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Музыку на бесхитростный сюжет  — микст из разных сказок — тогда написал молодой композитор Игорь Стравинский. Долго искали изюминку, которая смогла бы зацепить избалованную публику Европы. Но большинство героев русского эпоса парижанам были уже известны. И только Жар-птица — приносящая  на землю блаженство и страдание — оставалась нераскрытой. Стравинский за своё детище сильно переживал, боялся провала, обвинений в плагиате. Но был успех. Критики назвали балет «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии. И сегодня «Жар-птица» притягивает зрителя какой-то непостижимой магией. Одноактный балет впервые был показан в Приморье в минувшем июне. Эльдар Алиев, автор хореографии и либретто, представил на суд зрителей оригинальную версию. Постановка для театра оказалась непростой, потребовав высокого уровня подготовки артистов. 

О колорите

Чем должна заворожить сказка? В первую очередь — волшебством. Жанр балета лишён красоты человеческой речи, решая задачи через мимику, жесты, движения. По сюжету всё достаточно просто: добрый молодец Иван отправляется в погоню за Жар-птицей, чтобы сразить Кощея и обрести любовь. Главная загадка кроется в музыке Стравинского с сильным уклоном в сторону импрессионизма. Она красочна, многослойна и требует особого внимания  к образному ряду. Костюмы и декорации для постановки приморского театра были изготовлены известными театральными художниками Пе

тербурга — Семёном  Пастухом и Галиной Соловьёвой. Наряды сказочных героев эксклюзивны, сделаны вручную, ценой кропотливого труда. В цветовой палитре отразились заострённые музыкальные гармонии начала ХХ века. Чёрные, красные и золотые оттенки — с их помощью показан конфликт добра и зла, тьмы и света. Эльдару Алиеву удалось усилить сочность нотной палитры. 

«Спектакль выполнен не в чисто классическом ключе, — подчеркнул главный балетмейстер театра. — Он далёк от «Щелкунчика» или «Корсара», но очень зрелищен и интересен с точки зрения сценографии. Приступая к подготовке балета «Жар-птица», я начал изучать русские народные сказки, где главными героями были Жарптица, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. Их насчитывается около трёхсот, но я не нашёл ни одной, которая бы меня устроила. Пришлось сочинить новую сказку, хореография спектакля ставилась с нуля. Основная концепция заключается в логике, музыкальности и чистоте линии самой истории. Это основные параметры, которых я придерживаюсь»

О пластике

Цифры

1637 спектаклей, концертных программ и мероприятий представлено зрителям в 2014 году краевыми театрами и филармонией. Их посетили 382,7 тысячи человек.
С одной стороны — плавные отточенные движения светлых героев, характерные для классического балета. С другой — угловатые жесты персонажей Поганого царства. Такое ощущение, что партия Ивана в исполнении Сергея Уманца получается у артиста на одном дыхании. А партия его соперника Кощея — Михаила Хишутина — технически заковыриста, поневоле начнёшь жалеть злодея, отдающего последние силы нелёгкой тёмной миссии. В целом, зло смотрится более виртуозно. Интересная задача поставлена перед главной героиней. По замыслу авторов, Жарптица танцует на пуантах, а русские влюблённые девушки водят хороводы босиком.  И мелодикой, и пластикой,  и, конечно, роскошным костюмом, Жар-птица возвышается над другими женскими персонажами. Неземное создание, с кокетливой, не слишком плавной линией. Она изысканна, аристократична и, скорее, парижанка. Главную партию с большим вдохновением исполнила ведущая солистка театра Ирина Сапожникова. Стоит сказать и о высоком уровне подготовки артистов, несмотря на их молодость, большом опыте работы в ведущих российских и зарубежных коллективах.

«Жар-птица» — одно из сложнейших произведений в истории Приморского театра оперы и балета, — считает Эльдар Алиев. — В этом балете нет лёгких партий, и технически одна из самых сложных — Кощея. Пластика героев очень разнится. Важно было определить те движения, которые характеризовали бы Кощеево царство, влюблённых, Ивана и Царевну, Жар-птицу».

Автору либретто и хореографии удалось доказать, что уровень театрального действа зависит от многих составляющих: актёрского мастерства, техники исполнения, драматургии.  Постановка приближена к современной реальности, в ней угадываются черты кинематографичности.

Большой потенциал

Впрочем, самым объективным признанием стали овации, с которыми публика встречала и провожала артистов.

«Ещё совсем недавно мы и не могли мечтать о таком уровне постановок, — делится поклонник театра Василий Авдеев. — Ощущается связь с традициями «Мариинки»,  другими театрами России, мира. Не стыдно показывать спектакли гостям. К тому же «Жар-птица»  — исконно русское, но созданное для парижской сцены. Теперь это произведение искусства возвращается к нам»

И хотя постановка одна из сложных, она длится всего 50 минут. Думаю, стоит с «Жар-птицы» начинать знакомить с балетным жанром подрастающее поколение. Это повод посмотреть на персонажей родных сказок глазами избалованных парижан. Восхититься демонизмом и кротостью ослепительной красоты.

Кстати

В крае активно работает государственная программа «Развитие культуры Приморского края на 2013-2017 годы». Основная её цель — формирование в регионе привлекательной, многомерной и динамичной культурной среды, современной территории с высоким качеством жизни и насыщенным досугом; создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в Приморском крае, сохранения национально-культурных традиций для формирования духовно-нравственных ориентиров граждан.
«Строительство Приморского театра оперы и балета во Владивостоке стало возможным благодаря финансированию администрации Приморского края, а также предоставлению субсидий на мероприятия по подготовке и проведению церемонии открытия театра, — отметили в департаменте культуры Приморского края».

Смотрите также:

  • Во Владивостоке состоялась мировая премьера балета «Четырнадцатая» →
  • История любви: Познакомились в самолете, поженились через год →
  • Леонид Парфенов: «Свою интонацию ниоткуда не слямзивал» →

Источник

Show More

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 8 =


Яндекс.Метрика
Close
Close